Site Logo

Форум ЕВРАЗИЯ

Старый форум чата "Евразия"
 
Текущее время: 28 ноя 2020, 17:02

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Двуязычие на территории бывшего СССР
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2010, 10:45 
Академик
Академик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2003, 13:57
Сообщения: 2815
Откуда: N.Novgorod
Изображение


Не так давно довелось побывать в двух странах, в которых на государственном уровне существует двуязычие: в Татарстане и Беларуси.

Две страны - две грузовых вагона проблем, два варианта маргинализации и увядания «миноритарных» языков.

В Татарстане есть республиканский закон о двуязычии (татарский - второй государственный), ему обеспечена государственная защита - татароязычное издательство, театр, FM-радио, телевидение, где в основном поют, танцуют и рассказывают о татарских обычаях.

Говорят (сам не видел), есть татарские села, где люди в буквальном смысле не знают русского языка. Верится с трудом. Намного больше татар, которые не знают татарского языка или знают его в общих чертах - таких я в той же Казани видел во множестве.

На татарском языке существует литература по татарской истории, культуре, фольклору, народоведению и художественная. Ни общественно-политической, ни философской, ни научно-технической выявить не удалось.

Но вот вся государственная документация как бы должна существовать параллельно на двух языках. Это очень сложная и громоздкая процедура, поэтому реально такое существует либо в райцентрах и на селе, либо в сфере республиканской репрезентации.

Есть определенный формат лояльности Казанского Кремля Московскому Кремлю - он заключается в том, что татары смирились с участью «младших братьев», но при этом претендуют на статус «самого старшего из младших» и даже «второго федерального этноса». В татарской среде постоянно провозглашается идея о признании татарского языка вторым государственным на всей территории Российской Федерации (понятно, что думают по сему поводу в Москве).

У Москвы с Казанью очень сложные и почти интимные отношения, омраченные многими тяжелыми воспоминаниями - например, захватом и разграблением Иваном Грозным этого города - столицы Булгарского царства, выдворением из него булгар (волжских татар), попытками насильно крестить или ассимилировать мусульман. Перешедшие в православие в XVI-XVIII веках теперь составляют небольшой субэтнос «кряшенов» - православных татар, у которых даже есть литургия на татарском языке.

При советской власти считалось, что вторая по численности этническая группа РСФСР - это украинцы, но теперь говорят, что татары - так политкорректней. Украинская тема стала международной, кроме того, украинцы России никаких проблем Кремлю не создают - ассимилируются себе втихую, а татарская - это едва ли не главная проблема внутрироссийской этнокультурной политики. Кстати, даже главнее, чем кавказская: ни один из народов Северного Кавказа не требует себе статус «федерального народа», не претендует на какой бы то ни было статус для своего языка за пределами своей республики. Волжские татары еще при советской власти мечтали о статусе союзной республики для Татарской АССР - мол, татар в СССР в несколько раз больше, чем эстонцев или молдаван. Однако в Кремле отвечали, что статус союзной имеют только те республики, которые непосредственно граничат с иностранными государствами.

С другой стороны, татарский язык относится к тюркской группе и имеет иную (агглютинативную) структуру, чем русский, украинский или белорусский (у которых флективная структура). Вести на нем параллельную документацию по-настоящему сложно и дорого. Хотя татарская интеллигенция считает иначе.

* * *

В Беларуси тоже имеет место быть официальное двуязычие - русский получил государственный статус на референдуме в 1995 году.

Быть может, в последние 15 лет у белорусского языка был последний шанс на возрождение и развитие - на то, чтобы стать не только символически-репрезентационным языком, но и коммуникативным средством - языком бытового общения хотя бы небольшой, но влиятельной и успешной части образованных городских жителей. Он мог занять место, похожее не место украинского языка в Украине. Но ряд политических обстоятельств сыграло против.

«Нацыянальна свядомая беларускамоўная» белорусская интеллигенция нередко вела себя как манихейская секта. Они, такие все умные, свободные, демократичные, образованные, оказались абсолютно неэффективными в плане взаимоотношений с властью. Они должны были бы сделать президента своим главным союзником, но именно проклятия со стороны этих людей в адрес Лукашенко, а также бесперспективная (с политической точки зрения) дискуссия о «правильной» литературной норме («русифицированное» правописание 1933 года против «тарашкевицы» 1918 года) сыграли роковую роль для белорусского языка, который, утратив статус единственного государственного, превратился в забавную экзотику, на котором поет ансамбль «Песняры» и иногда - супруга колбасного «олигарха» Анжелика Агурбаш. Но даже президент на нем не выступает по праздникам и на юбилеи. По идее, он мог бы согласиться на статус белорусского как единственного государственного, однако точка в этой истории была поставлена поэмой «Лука Мудзішчаў - прэзыдэнт», подписанная именем Вядзьмак Лысагорскі. Нынешнее ухудшение отношений между Кремлем и официальным Минском уже не способно как-то существенно повлиять на судьбу белорусского языка - время «фокусировки» нации и создания новой, белорусской постсоветской, идентичности упущено. Кроме того, сам Лукашенко плохо говорит на языке Купалы, Коласа и Багдановича. (А если б он говорил хорошо, как бы сочно и пафосно он отвечал бы Медведеву «па-беларуску»!) Хотя оптимисты в среде белорусской интеллигенции думают иначе: мол, пережили полонизацию, пережили русификацию, переживем и дебилизацию последних десятилетий.

В музее моего любимого белорусского поэта Максіма Багдановіча я был единственным посетителем за несколько дней. А вот белорусский театр им. Янки Купалы, куда я по случаю заглянул, был полон - даже на очень грустной и депрессивной пьесе о смерти белорусского села.

Белорусскоязычных книг мало и почти все они - как и в Татарстане - о народоведении, истории, фольклоре, театрах и музеях. То есть о прошлом, но не о будущем.

Ни в Беларуси, ни в Татарстане не переводится столько нехудожественной интеллектуальной и художественной литературы, как в Украине. Вообще, у этих двух языков, по большому счету, нет и не было амбиций заменить собою русский во всех сферах, особенно в коммуникативной и интеллектуально насыщенной. У украинского - была и есть. Многие в Украине ругаются - скажем, разве может существовать научно-техническая литература на украинском языке? Разве сама такая идея - не прикол?

Хорошие знакомые моих родителей (кстати, голосующие за КПУ и Януковича) еще в 1990-х годах на Южмаше создали украинско-русско-английский словарь по космической технике. Фактически, создали целый терминологический массив специальных технологических терминов. И никто не умер! Точнее, проблемы есть, но проблемы именно профессиональные, лингвистические, а не экзистенциальные - быть или не быть? (в смысле, украинскому языку как языку технической документации). Да, быть - наряду с русским, английским, немецким, китайским и другими. Но даже строителям «Русского Мира» очевидно, что техническая документация становится всё менее русскоязычной и всё более англоязычной.

* * *

Современные дискуссии вокруг языковой проблемы в Украине разделили спорящих не на сторонников уничтожения украинского языка и его спасения, не на сторонников придания русскому языку статуса государственного и противников этой идеи.

Они разделили людей на сторонников открытых социально-культурных систем и сторонников автаркий (закрытых систем).

И в этом смысле концептуальной разницы между манихеями, доказывающими, что украинский язык - это «русско-польский жаргон», что на украинском Бог молитв не слышит, что от него не будет больше колбасы и, с другой стороны, авторами методических указаний для школы, в которых предписывается изучать «Евгения Онегина» и «Войну и мир» в украинских переводах или людьми, требующими безоговорочно восстановить «правопис» Скрыпника (1928), не существует. Они все - сторонники закрытых социально-культурных систем, которые, как известно, существуют за счет насилия и стабилизации (а не развития и модернизации) и через небольшое время гибнут. Напротив, открытые системы стремятся не столько к стабилизации, сколько к диалогу и обмену с окружающей средой. Они менее стабильны, зато способны к саморегуляции и саморазвитию, а потому значительно долговечнее.

Мои путешествия по Беларуси и Татарстану убедили, что в постсоветских условиях официальное двуязычие ведет не к полному уничтожению языка, но к его маргинализации и превращению страны в культурную провинцию, в которой не создаются оригинальные культурные модели и оригинальный культурный продукт. Да, там создаются оригинальные и достойные произведения культуры, но не оригинальные модели (а вот, скажем, созданный в конце 1960-х годов Владимиром Мулявиным ансамбль «Песняры» был именно оригинальной культурной моделью - пионером «фолк-рока» в мировом масштабе).

Жаль, что большинство активистов языковой темы в Украине - носители именно «закрытого» типа сознания - это касается защитников и украинского, и русского языков. Такие часто озлобленные на жизнь и своих оппонентов люди не способны сформировать эффективной модели пропаганды украинской словесности, не способны улучшить его имидж и поднять престижность. Модель админресурсного принуждения - способны сформировать, но модель, основанную на любви, на технологиях «soft power», на раскрытии богатой, но мало раскрученной для массового потребителя украинской литературной и культурной традиции - нет, не получается.

При этом ущербность админресурсной модели пропаганды украинского языка, в которой вопрос о повышении его престижности не стоит на первом месте, становится очевидной прежде всего в Юго-Восточной Украине, где украинской культуре приходится конкурировать с культурой на русском языке, имея изначально худшие стартовые условия. Нажим админресурса при отсутствии программ лояльности неэффективен и приводит, как известно, к обратному эффекту - к доминированию различного рода украинофобских заблуждений. В результате тезис о статусе русского языка в Крыму, Донбассе, Одессе и других регионах приобрел политическое измерение, на чем паразитирует уже второе поколение украинских политиков. При этом государственные и общественные программы по расширению сфер функционирования украинского языка должны строиться на основе технологий «мягкой власти» («soft power») - в их инструментарии должны присутствовать самые разные инструменты для завоевания лояльности в различных аудиториях. Скажем, интеллигентной и образованной аудитории интересно представить замечательные образцы украинской словесности, тогда как аудитории попроще необходимо представить привлекательные модели языкового поведения. Например, личный пример Андрея Шевченко, братьев Кличко, Вакарчука-певца и других авторитетных в молодежной среде фигур для пропаганды и имиджа украинского языка способен сделать многим больше, чем бессмысленные призывы.

Да и для абсолютного большинства жителей Юго-Восточной Украины украинский язык - это не китайский и не немецкий, это - язык еще недавно живших предков. У абсолютного большинства русскоязычных предки еще 2-3 поколения назад говорили исключительно по-украински. Но восстановить в сознании эту связь с предками можно лишь при толерантном отношении к человеку, к его привычкам и заблуждениям - и со стороны государства, и со стороны амбициозных субъектов гражданского общества (партий, культурных организаций, фондов и т.д.). Скажем, издание массовым тиражом и эффективное продвижение по всем каналам книги (аудиокниги) типа «100 (200, 500) шедеврів української поезії» - дело более полезное, чем интеллигентские безадресные стенания.

Вакарчука-министра до сих пор ругают за Постановление правительства № 1033, обязавшее разговаривать учителей и учеников по-украински помимо уроков. Но если б это было не Постановление правительства, а, скажем, министерские рекомендации, да еще с подробной мотивировкой - зачем это делается (мол, для расширения украиноязычного пространства, для создания лингвооазисов, для более эффективного овладения детьми языком в регионах, где его маргинализировали на протяжении десятилетий, для улучшения памяти и умственных способностей учеников и т.п.) и с инициированной министерством широкой общественной дискуссией, уверен, эффект был бы иным. И у «профессиональных русских» было бы меньше поводов для раздувания мирового скандала.

Пора оставить в покое одного из руководителей державы, впервые приехавшего в Донецк в возрасте под 40 лет, за то, что он до сих пор не сумел заговорить по-украински. Актуален вовсе не он, чьи предки говорили по-эстонски. Актуально молодое поколение городских жителей, которым объяснили (в семье, в школе, во дворе, в интернете, в газетах «Кр* Правда», «Дон* Кряж» или «3000»), что говорить по-украински - это «ацтой» и признак ограниченности. В XXI веке язык, языковая проблематика становятся полем жесткой конкуренции, войны брендов, а то и когнитивной войны. Наибольшие шансы выжить из локальных языков имеют те, которые убедят своих существующих и потенциальных носителей в том, что именно они соответствуют запросам постиндустриальной эпохи. Кстати, частью постиндустриального сознания является и острая, почти экзистенциальная тоска городского человека по «органическом», доиндустриальному состоянию.

* * *

В случае «узаконения» русского языка как второго государственного в Украине, его символический статус может быть как колонизаторским, так и суверенным. В первом случае страна признает, что государственным языком является язык, правила и нормы которого утверждаются в другой стране - культурной метрополии, там же находится и его диалектная база. То есть Украина - это колония нового типа, сохраняющая формальный суверенитет. Но во втором случае, если речь идет о неколониальном статусе, Украина с неизбежностью претендует на участие в «модерировании» русского языка. То есть она как бы заявляет, что совместно с Россией несет историческую ответственность за русский язык, что она на равных участвует в выработке и установлении языковой нормы, грамматических, синтаксических и прочих правил (как в начале XVII века Мелетий Смотрицкий), что она содержит в системе Национальной Академии Наук Украины Институт русского языка, что она занимается диалектными исследованиями, ведет картотеку, спонсирует фонды по развитию русского языка за пределами Украины и России и т.д.

Подозреваю, что русский язык в Украине нуждается не в государственном статусе, а в повышении языковой культуры, поскольку существующая речевая и письменная формы его существования сильно удручают аутентичных носителей. Например, изучение его во всех без исключения школах Украины - в объеме, необходимом для грамотного писания и говорения на нем, тренинги для журналистов - это всё способно повысить культуру русского языка и четче размежевать русские и украинские разговорные практики. И вот на это вполне уместно испрашивать российскую финансовую и организационную помощь. Иначе говоря, бороться надо не за мир во всём мире, а за счастье каждого отдельно взятого ребенка.

Разумеется, необходимо устранить и очевидный идиотизм в различных сферах: например, законодательно разрешить тем же нотариусам удостоверять документы на русском и английском языках, а не сдирать со своих клиентов по 100 гривен за «перевод» и т.п. Но это именно инструментальные проблемы, требующие конкретных усилий и конкретного решения. Впрочем, не решать конкретные вопросы, а обещать «светлое будущее» (в данном случае, государственный статус русского языка) проще и эффективнее с точки зрения политического популизма и надувательства.

Аналогично, украинский язык в публичной сфере также нуждается и в повышении культуры речи, и в очищении от несвойственных ему слов и оборотов. Но главное - он нуждается в изменении его имиджа и повышении престижа.

Впрочем, по состоянию на сегодняшний день украинскому языку скорее повезло, чем нет.

Если бы его уничтожением на государственном уровне занимались люди умные, образованные, владеющие технологиями «soft power», ему бы в самом деле что-то угрожало. А так наоборот: «табачукизм» - нынешняя политика по уничтожению украинского как «полнокоммуникационного» языка - создает мотивации для его развития как одного из символов протеста, как языка «креативного класса» - амбициозной контрэлиты, ориентированной на построение будущего. Тем более, нынешний политический режим едва ли будет существовать после 2012-2013 годов. И одна из угроз, напрямую стоящая перед ним, - языковая. И речь вовсе не о русском или украинском литературных языках. Речь о том, что раскручивание именно языковой темы и именно в существующей контрпродуктивной интерпретации - это путь в прошлое.

Украине же, как и иным постсоветским странам, необходим путь в будущее.

PostScriptum.

Максім Багдановіч

Калісь глядзеў на сонца я,

Мне сонца асляпіла вочы.

Ды што мне цемень вечнай ночы,

Калісь глядзеў на сонца я.

Няхай усе з мяне рагочуць,

Адповедзь вось для іх мая:

Калісь глядзеў на сонца я,

Мне сонца асляпіла вочы.

[1912]


источник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Кстати, о Дне Свободы на Украине
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2010, 11:08 
Академик
Академик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2003, 13:57
Сообщения: 2815
Откуда: N.Novgorod
Изображение


«Хочешь сладких апельсинов?». Эта песня Земфиры сегодня является чуть ли не единственным напоминанием о существовании «великого», «судьбоносного» и «незабываемого» в истории Украины.

22 ноября. День Свободы.
День, когда началась так называемая «оранжевая революция». И уже никто не сомневается в том, что это словосочетание следует писать в кавычках. А тезис насчет «наколотых апельсинов» оказался не таким уж и абсурдным. События шестилетней давности действительно больше всего напоминают массовое, то есть коллективное помешательство.

Феерический naebachtung народных масс начался довольно скомкано. Главной проблемой штаба кандидата в президенты Виктора Ющенко, который возглавлял Роман Безсмертный, было определиться, что делать с толпой. Группа активистов-«майданщиков», оказавшихся впоследствии педерастами, обсуждала один вопрос: как удержать людей на площади? Очень боялись, что будет кровь. Если бы собравшимся слегка вломили, то революция бы захлебнулась. Но все произошло так, как произошло. История не терпит сослагательного наклонения. Было грустно наблюдать торжество «оранжевого кретинизма», символом которого, к сожалению, стал «отравленный» свежим диоксином Виктор Андреевич. Меня давно мучает один вопрос: если бы Ющенко баллотировался без имиджа «отравленный герой», удалось бы ему спровоцировать Майдан или нет? Думаю, скорее нет, чем да. Надеюсь, что в годовщину «оранжевых» событий он все-таки даст Ванниковой стаканчик со своими анализами, чтобы Генпрокуратура смогла установить истину. Но это так, к слову.

Мы не ставим перед собой цель исследовать подзаипавшую всех тему об «источниках украинской революции», о ее «историческом значении» и прочей ерунде. Время все расставило по своим местам. Какой нелепой и идиотской сегодня кажется книжечка «Хроника оранжевой революции», выпущенная «историком» Даниилом Яневским по горячим следам событий на деньги Петра Порошенко. Как странно смотрятся школьные учебники, на обложках которых застыла толпа цвета перезревших апельсинов. Просто, думаю, следует напомнить, как на протяжении последних шести лет умирало «оранжевое» безумие.

2005
Первая годовщина. Общество еще не отошло от ментального зомбирования. На Майдане собралось около ста тысяч человек. Прямая трансляция с места событий. Украшенная оранжевой символикой толпа. Виктор Ющенко толкает речь: «Мы должны объединиться, мы должны подать друг другу руку. Если в сердце есть Украина, мы должны помнить одно: вызов, который стоит перед нами на выборах в парламент в 2006 году, - это не выборы премьер-министра. Это ответ на то, сохранится ли то, что мы завоевали и называем украинской демократией, украинской свободой, или мы отдадим украинскую историю в наследство предыдущему режиму».

Если забыли, то пассаж насчет «выборов премьера» - это плевок консолидатора в сторону Тимошенко. «Оранжевое единство» не выдержало даже года. Юлия Владимировна обвинила почти всех «нашеукраинцев» в коррупции. Какая была незабываемая пресс-конференция государственного секретаря Александра Зинченко в «Интерфаксе». Он заклеймил всех. На ней присутствовал секретарь СНБО Петр Порошенко, который укоризненно смотрел на обличителя. В общем, Тимошенко отправили в отставку. И Порошенко за компанию. Юлия Владимировна в канун парламентских выборов 2006 года выдвинула тезис о том, что избирать будут фактически нового премьер-министра. То есть ее, родимую. Она тоже выступала перед собравшимися: «Предстоящие парламентские выборы будут фактически выборами нового главы государства, и, чтобы избежать реванша старой власти, необходимо сделать все для объединения усилий сторонников «оранжевой революции». Как это характерно для «оранжевых» - призывать друг друга к единству, клясться в верности идеалам Майдана, а потом гадить друг другу. Причем по-крупному.

Но пока же, по словам пресс-секретаря президента Ирины Геращенко, Виктор Ющенко шел на Майдан в прекрасном настроении: «Для него (Ющенко) это прекрасная возможность увидеть еще раз тысячи глаз, почувствовать уникальную атмосферу Майдана и стоять в кругу людей, с которыми они вместе боролись за демократию». И еще одну радостную новость сообщила тогда Ирина. Оказывается, семья президента получила результаты анализа образцов крови. И - о чудо! - выявлены следы диоксина в организме президента. Таки да, травили! Понимаете, почему я в начале материала отмечал необходимость использования Ванниковой в качестве средства для транспортировки мензурок с образцами выделений теперь уже экс-президента? Это почетная обязанность пресс-секретарш Ющенко - внимательно следить за его анализами.

И еще хочу процитировать премьера Юрия Еханурова. Да, он тогда был премьер-министром. Сегодня Ехануров никто. Мало кто знает, что он возглавляет столичную организацию «Нашей Украины». А пять лет назад Юрий Иванович заявлял, что «правительственная политика - это реализация идей и надежд Майдана, наши действия, направленные на реализацию идей и ценностей, которые будут осознаны, и которые мы отстоим».

2006
На Майдане собралось примерно 400 человек. Затем их количество увеличилось до тысячи, и вся толпа ломанула к Секретариату президента. Менты не пускают их к зданию. В руках митингующих оранжевые флаги с надписью «Ющенко, ТАК!». Они требуют... отмены политической реформы 2004 года. Истерично так требуют. Демонстранты не знают, что спустя четыре года их требования будут выполнены. Только сделает это Виктор Федорович Янукович, который на то время был премьером. Естественно, Федорович не пошел на Майдан, отмечать годовщинку. Да и никто из лидеров «оранжевой революции» не пошел. Виктор Андреевич ограничился телеобращением к народу Украины, в котором опять прогнал пургу насчет «объединения национальных и демократических сил страны». Выяснилось, что в качестве своих соратников Ющенко рассматривает двух экс-премьеров: Юлию Тимошенко и Виктора Еханурова. Оказалось, что Виктору Андреевичу «надоела возня политиков вокруг искусственных проблем». «Народ и президент не допустят ни возвращения в прошлое, ни возвращения бандитских понятий и черных схем», - в очередной раз пообещал Ющенко. Интересно, что он имел в виду?

Поскольку народу на Майдане собралось реально мало, то по случаю Дня Свободы в Мариинском дворце был проведен торжественный прием. То есть фуршет для героев Майдана. Федорович не пришел. А Юлия Тимошенко спрогнозировала, что весной власть в стране захватит оппозиция в ее лице. Она категорически отвергла возможность создания широкой коалиции с Партией регионов. В общем, получился какой-то странный, скомканный праздник. Всего за два года общество практически полностью разочаровалось в Ющенко. Но была надежда, что придет Йуля и все исправит.

2007
Примерно двести человек предаются воспоминаниям на центральной площади страны. Несколько милиционеров со скукой наблюдают за суетой «полевых командиров». Все спокойно. Президент вообще ограничился формальным поздравлением, которое распространила его пресс-служба: «Этим праздником, основанным «оранжевой» революцией, отмечаем усилие всех сыновей и дочерей Украины, которые на протяжении нашей истории боролись и работали ради независимости народа, торжества справедливости и утверждения и соблюдения прав человека». Какие, на хер, сыны и дочери?! Впрочем, явная отмороженность главы государства вполне объяснима. У него теперь новое увлечение - голодомор в виде геноцида. «Очень хотелось бы, чтобы все страны стали уважать память жертв Голодомора», - заявил Ющенко. Подмена Дня Свободы Голодомором станет более явной в последующие годы. Пока же Виктор Андреевич был очень обеспокоен перспективой формирования коалиции в Раде по результатам парламентских выборов 2007 года. Ему, как мы все прекрасно помним, с пятого раза удалось распустить парламент. В результате БЮТ провел в Раду более 150 депутатов, и Тимошенко уверенно шла к тому, чтобы стать премьером во второй раз. «Наверное, есть определенная символика в том, что почти в день годовщины революции собирается на свое первое заседание новая Верховная Рада. Парламент, в котором те силы, что стояли на Майдане, опять получили большинство. Незначительное, говорят сторонники так называемой широкой коалиции. Не большая беда, - иронично отвечаю я им. В Дании успешно работает коалиция с преимуществом в один голос. А у нас целых три. Какие проблемы?», - говорит Юлия Владимировна. Да никаких! Просто со временем выяснилось, что коалиция оказалась мертворожденной, а многие пламенные «бютовцы» на поверку оказались педерастами, педофилами, ворами и убийцами. И это чистая правда.

2008
На Майдане вообще никого. Ющенко выступил с телеобращением, в котором в очередной раз отметил, что «украинцы завоевали свободу». «В те исторические дни миллионы людей по всей Украине вышли на площади своих городов и сел, чтобы в мирных протестах против произвола власти, против "украденных" выборов защитить свое право на демократию, независимость и европейское будущее. Мы возродились как современная европейская нация, нация гордых, свободных и ответственных граждан, способных отстоять свою свободу, государственность и человеческое достоинство». Нет, апельсины реально оказались наколотыми. Парня четвертый год штырит. Впрочем, не это главное. Движение под лозунгом «Голодомор - это наше все» начало шествие по стране. Начало, естественно, со Львова, где накануне прошли мероприятия, приуроченные к 75-й годовщине Голодомора 1932-33 годов. Митинг, свечки и так далее. Россияне были официально объявлены виновниками трагедии. Ющенко призвал РФ осудить преступления коммунистического режима. «Я прошу Господа очищения для нашего народа, я прошу прощения за все сознательные и несознательные грехи, сделанные нами в течение тысячелетней истории, я прошу очищения от скверны и первородного греха вражды между братьями, которая не позволяла нам быть единым и сильным государством». Это цитата. Виктора Андреевича, как мы видим, несло. Он назвал голодомор «одной из наибольших гуманитарных катастроф в мире». По его словам, это был геноцид украинской нации, организованный тоталитарным коммунистическим режимом.

Исполняющий обязанности главы СБУ Валентин Наливайченко в тот же день обвинил Россию в укрывании информации, касающейся голодомора. По его словам, Москва тормозит расследование дела о причастности коммунистического руководства СССР к организации геноцида украинцев. И кто сейчас Наливайченко?

2009
Апофеоз свободы. На Майдане вообще никого. От Ющенко уже всех тупо тошнит. Его рейтинг близок к абсолютному нулю, а его выступление по случаю Дня Свободы - к абсолютному идиотизму: «Политический рейтинг абсолютно не означает ошибочность политики. Не будем забывать, что большинство часто ошибается - я бы уточнил, как правило, ошибается». А когда я перечитываю пассаж по поводу духа Майдана, то просто плачу: «Энергия Майдана не развеялась, и эта энергия сегодня должна сформироваться в ежедневную защиту гражданских прав. Надо осознавать, что антидемократическая реакция в определенной мере не ослабла. За последние 5 лет мы приостановили не одну угрозу узурпации власти, нечестной, путем сговора, ее консервации политическими каналами. Сегодня этот вызов самый серьезный за последние 15 лет». Если вы не поняли, о какой узурпации идет речь, то напомним: Юлия Владимировна попыталась склонить Виктора Федоровича к созданию широкой коалиции, но была сурово и жостко послана. Так закончился Майдан.

2010
На площади примерно три тысячи торговцев пытаются качать свои права и требуют отмены нового Налогового кодекса. Лидеров «оранжевой революции» не видно и не слышно. Президент Виктор Янукович улетел в Брюссель. Насчет голодомора все тихо. Никто не кричит о геноциде. Награды по случаю Дня Свободы не раздают. Кстати, в 2005 году был учрежден памятный знак - золотой апельсин. Его вручали активистам «революции». Теперь ни один человек в здравом уме его не наденет. Как говорится, sic transit gloria mundi.



источник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: "Катынское покаяние" разорит Россию
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2010, 11:15 
Академик
Академик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2003, 13:57
Сообщения: 2815
Откуда: N.Novgorod
Изображение


Похоже, что неумно затеянная Москвой еще во времена президента Ельцина история с «катынским покаянием» перед поляками стремительно приближается к «моменту истины», когда Варшава продемонстрирует всем главную цель, ради которой она годами добивалась от СССР, а затем РФ признания «вины» за расстрел 22 000 польских офицеров.

А цель Польши заключается в том, чтобы стребовать с Москвы компенсации родственникам погибших, причем как можно больше. Некоторые польские оценщики ущерба уже начали называть цифры, которые гуляют в диапазоне от $100 млрд до €100 млрд.

Правда, иные кремлевские советники президента РФ пока еще наивно надеются, будто, передавая полякам настоящие или фальсифицированные в угоду Варшаве документы из российских архивов, они обретут в Польше настоящего друга и партнера. Потому что именно это обещают им все польские деятели, начиная от президентов и премьеров и кончая мелкими журналистами, которые призывают Москву взять на себя вину за убийство офицеров, попавших в плен к Красной армии в 1939 году, и тем самым «очистить душу». Хотя на самом деле поляков уничтожили не в 1940 году войска НКВД, а ровно через год - гитлеровские айнзатцкоманды, когда захватили польских пленных после отступления Красной армии в Смоленской области и затем казнили их на месте бывшего пионерского лагеря под Катынью.

Историю о том, будто 22 000 поляков были расстреляны не нацистами, а Красной армией, первым пустил в обиход Геббельс еще в 1943 году. Он это сделал с прикладной целью - чтобы запугать собственных солдат «зверствами Красной армии» и предупредить их сдачу в советский плен. Тогда он организовал целую пропагандистскую кампанию, устроив на оккупированной немецкими войсками территории Смоленской области показательную эксгумацию трупов польских офицеров. В качестве «свидетелей» были привлечены представители нескольких зависимых от Германии стран, а также военнопленные англичане и американцы. Пресса всех оккупированных немцами стран Европы опубликовала тогда геббельсовские фальшивки почти одинакового содержания, будто бы польских офицеров расстреляли «палачи НКВД». Эту кампанию подхватило и раздуло польское правительство в изгнании в Лондоне, хотя ни один действительно независимый иностранный эксперт не был допущен в Катынь к месту раскопанных захоронений.

Детальное исследование того, что действительно произошло в Катыни, было произведено лишь в 1944 году, когда на месте расстрелов работала советская комиссия по расследованию немецких злодеяний во главе с хирургом Бурденко. В ходе эксгумации, осмотра вещественных доказательств и вскрытия трупов было установлено, что расстрелы производились не ранее 1941 года, т. е. тогда, когда эта территория Смоленской области была уже захвачена немцами. Причем в комиссию Бурденко входили и представители Польши, и они также установили, что польские офицеры расстреливались из немецкого оружия, немецкими боеприпасами, а руки казненных связывались немецкой бумажной веревкой, которая тогда даже не производилась в СССР.

Уже один этот факт говорил о том, что польские пленные никак не могли быть убиты советскими солдатами в 1940 году. Потому что в таком случае следовало бы допустить совершенно невероятную мысль, что в НКВД еще в 1940 году знали, что через год эта территория будет захвачена немецкими войсками, и для полной инсценировки заранее использовали десятки тысяч неведомо откуда взятых патронов германского производства.

Кроме того, даже способ расстрелов, а также характер раневых каналов в телах убитых с абсолютной точностью совпадал с методами убийства пленных германскими расстрельными командами - выстрелом в затылок, тогда как НКВД практиковал другой способ - в шею снизу вверх. В Катыни 98,5% поляков были убиты «по немецкому уставу» и из немецкого оружия.

Однако, несмотря на эти факты, поляки на протяжении всех послевоенных лет пытались добиться от Москвы признания в том, будто именно войска НКВД убили 22 000 польских офицеров, но безуспешно, поскольку убедительных доказательств такой версии попросту не существовало. Однако после прихода к власти в СССР Михаила Горбачева военная прокуратура страны вновь начала расследование «катынского дела». С особой спешкой им начали заниматься накануне вступления Польши в НАТО, видимо, глупо надеясь «покаянием» Москвы отвратить это неминуемое событие. Десятки не подлежащих разглашению следственных материалов были тогда опубликованы в печати и представлены в электронных СМИ, но и они «не потянули» на то, чтобы сфабриковать настоящий «состав преступления».

Поэтому после прихода к власти в России Бориса Ельцина было решено для умиротворения поляков просто сфабриковать несколько «документов», которые указывали бы на то, будто поляков в Катынских лесах расстрелял НКВД. Вечно хмельной Ельцин, недолюбливавший спецслужбы, быстро согласился, и специальная комиссия, вооруженная копиями старых бланков и печатей 40-х годов, приступила к изготовлению фальшивок в помещениях бывших дач ЦК КПСС в поселке Нагорный в Подмосковье.

По данным депутата Государственной Думы Виктора Илюхина, комиссию в начале 90-х годов возглавлял Михаил Полторанин, тогдашний министр печати и информации и одновременно зампред правительства, глава межведомственной комиссии по рассекречиванию документов КПСС. При этом фальсификаторы технически исполнили сотни и тысячи фальшивых страниц, которые были вставлены в архивные дела и документы.

Среди фальсифицированных документов - т. н. записка Лаврентия Берии от марта 1940 года, в которой он якобы просит Политбюро ВКП (б) дать согласие на расстрел 27 000 польских военнопленных. Факт ее фальсификации подтверждает экспертное заключение, имеющееся в Госдуме РФ. Кроме того, была сфальсифицирована и выписка из решения Политбюро партии, якобы давшего согласие на расстрел поляков, что также подтверждено выводами экспертов-графологов. Сегодня в распоряжении экспертов имеются использованные комиссией в 90-х годах поддельные печати, штампы, оттиски подписей Сталина, Берии и других чиновников, а также чистые бланки 30-40-х годов, на которых готовились фальшивки, сегодня уже представленные в Страсбургский суд для истребования с России компенсаций родственникам погибших поляков примерно на €650 млн. Однако, по оценкам юристов, эту сумму поляки будут требовать с России как правопреемницы СССР лишь на первом этапе, затем иск будет вчинен уже от имени польского государства, и сумма ущерба превысит $100 млрд.

Так что вся эта история с «катынским покаянием», которой недальновидное российское руководство надеялось откупиться от мстительных поляков, далеко не закончена, потому что уже первое признание вины и принесение извинений от имени России президентом или премьером автоматически становится поводом для вчинения ей иска о компенсации людских потерь, как некогда получилось с послевоенной Германией. Она до сих пор выплачивает компенсации за убитых евреев, поляков, чехов, словаков, украинцев и т. д.

Сегодняшняя попытка обвинить Россию в «катынском расстреле» - это еще и способ уравнять нашу страну с Германией, обвинив советскую армию в совершении военных преступлений, аналогичных нацистским. Тогда вина за развязывание Второй мировой войны автоматически будет возложена не только на гитлеровскую Германию, но и на СССР и ее правопреемницу Россию. И, соответственно, наша страна превратится из победителя в войне в ее виновника. Будут подвергнуты пересмотру итоги Ялты и Потсдама, между прочим, включая и то, что СССР получил после разгрома Германии Калининградскую область.

Кроме того, все нынешние бедняки и попрошайки Европы в лице Литвы, Эстонии и Латвии получат шанс быстро обогатиться за наш счет, требуя с России уже «на законных основаниях» репарации в суммах, которые в их столицах никогда не видели, но которые уже заранее подсчитаны и составляют от $20 млрд до $100 млрд. И нашей стране придется десятилетиями платить и платить по счетам, уже не думая ни о будущих поколениях, ни о вложениях в современные технологии, не говоря уже об обычных школах и партах. Потому что купить все это нам будет уже не на что - все доходы пойдут на выплату компенсаций.

Вот чем обернулась для России неумная игра кремлевских сановников в поддавки с Польшей, которая уже практически открыто заявила, что будет требовать с России компенсацию за убитых польских офицеров.



источник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Новый мэр, старый Курбан байрам...
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2010, 11:33 
Академик
Академик
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2003, 13:57
Сообщения: 2815
Откуда: N.Novgorod
Изображение


Две интересные статейки по одному поводу...


«Мы крайне удручены ситуацией, которая сложилась в последние годы в Москве. В дни празднования религиозного мусульманского праздника Курбан-байрам в различных местах Москвы устраивается прилюдный забой животных, который вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе дети».

«Мы» - это люди с громкими именами: Андрей Макаревич, Леонид Ярмольник, Лайма Вайкуле, Николай Расторгуев, Александр Лазарев-младший, Михаил Ширвиндт, Александр Ф. Скляр, Елена Камбурова, Сергей Чонишвили, Ксения Раппопорт, Татьяна Лютаева, Ольга Шелест, Виктор Гусев, Артемий Троицкий и другие, которые обратились к Сергею Собянину с требованием прекратить в Москве «разгул» жертвоприношения. Ибо картины, предстающие на несанкционированных бойнях, «не могут не вызывать шок у не привыкших к жестокости людей». Ведь живых баранов со связанными конечностями «сбрасывают в багажники легковых машин, убивают и разделывают непосредственно вблизи грузовиков на глазах живых животных, тут же развешивают забрызганные кровью трупы».

Среди подписантов нет ни одной «мусульманской» фамилии, что совершенно понятно. Запретить резать животных для апологетов ислама на Курбан-байрам - все равно, что запретить православным на Пасху красить яйца. По Корану Архангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас располагается Мекка, стал уже точить нож. Однако это оказалось всего лишь испытанием, и когда сын был почти «готов», Аллах заменил его на ягненка (агнеца). Кстати, праздник символизирует милосердие, которое, наверное, выражается в подобной «рокировке».

Но вернемся к нашим баранам. Мы-то (здесь мы - представители других конфессий плюс атеисты) с какого перепуга должны созерцать этот старинный «красивый» обычай? Логика авторов письма новому мэру проста и понятна. Они подчеркивают, что уважительно относятся к религиозным чувствам мусульман, но уверены: «кровавые публичные жертвоприношения животных являются чужеродной традицией для России». Кстати, телеведущая Ольга Шелест, также поставившая свой автограф под обращением в интервью изданию «Взгляд» сообщила интересные подробности: «Я из Татарстана и прожила там 18 лет, но никогда не видела воочию жертвоприношение. Подобная традиция оберегалась, не выносилась на глаза. Ритуал не возводился в культ, убийство не происходило на площадях при скоплении большого количества народа... Я даже не знаю, где все происходило. Наверное, в мечети или в каком-то другом закрытом от прочих глаз помещении. И для меня странно, что такие вещи случаются в густонаселенном, миллионном городе».

А чего тут «странного» - обыкновенное, нарочитое пренебрежение. Вроде демонстративной «лезгинки» на Манежной площади. Ничего плохого в самом танце нет, только для всего имеются свои место и время. То же самое, как если бы где-нибудь в Мекке вдруг ни с того ни с сего грянуть «Камаринского». Мягко говоря, не поймут. Здесь-то «не врубаются», судя по той «отповеди», которую поспешил дать нападкам на ритуал имам Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов. По его мнению, все дело в том, что российские «СМИ воспитаны в исламофобии и готовы сами зарезать и барана, и свинью, дабы показать это по всем каналам, виня опять же во всех проблемах мусульман». Ну, разумеется, опять нагнетают журналюги - в отличие от имама, являющегося образцом терпимости и мирного сосуществования. Остальным же - «приснилось», а мастерам культуры просто делать нечего, как Собянину письма писать.

Тем не менее, новый градоначальник «услышал». Мало того, уже выразил свое отношение к проведению Курбан-байрама: «Нужно организовывать так, чтобы там не было вызывающих зрелищ, крови какой-то, безобразий». Между прочим, в 2006 году столичные власти уже запрещали публичное жертвоприношение. Нарушителям угрожали возбуждением дела по статье 245 Уголовного кодекса РФ «Жестокое обращение с животными», максимальные наказания по которой - штраф в 100 тысяч рублей или два года тюрьмы. Только особого эффекта мера не возымела. Блоггеры, выложившие в Интернет характерные фото с последнего праздника Курбан-байрам, сообщают - милиция никого «не гоняла, только вяло ныла: «Каждый год одно и то же, закрывайте, в Москве резать нельзя»!


источник

И еще одна статья...


Мусульмане уже до смерти надоели москвичам. Такой вывод напрашивается после шквальной атаки на исламскую общину, которую развернули некоторые жители столицы за последние два месяца. Начиналось все с избиений и убийств мигрантов, продолжилось запретами книг, арестами имамов, истерикой по поводу строительства мечети в Текстильщиках… И вот дошло уже до того, что звезды российского кино и эстрады требуют от нового мэра спрятать с их глаз толпы мусульман и любимых ими баранов…

В лучших традициях гуманизма
Суть последнего дела такова, что известные деятели российского телевидения, кино и эстрады обратились к мэру Москвы Сергею Собянину с открытым письмом, призывая ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам. «Мы крайне удручены ситуацией, которая сложилась в последние годы в Москве. В дни празднования религиозного мусульманского праздника Курбан-байрам в различных местах Москвы устраивается прилюдный забой жертвенных животных, который вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети», – говорится в обращении.

Документ подписали музыкант Андрей Макаревич, актер Леонид Ярмольник, певица Лайма Вайкуле, певец Николай Расторгуев, актеры Александр Лазарев-младший и Михаил Ширвиндт, музыкант Александр Скляр, актриса Елена Камбурова, актер Сергей Чонишвили, актрисы Ксения Раппопорт и Татьяна Лютаева, телеведущая Ольга Шелест, спортивный комментатор Виктор Гусев, музыкальный критик Артемий Троицкий и другие.

По словам звезд российского ТВ, кино и эстрады, картины, предстающие на несанкционированных бойнях, «не могут не вызывать шок у не привыкших к жестокости людей». Так, живых баранов со связанными конечностями «сбрасывают в багажники легковых машин, убивают и разделывают непосредственно вблизи грузовиков на глазах живых животных, тут же развешивают забрызганные кровью трупы».

«Такая ситуация не может не вызывать серьезных опасений. Общеизвестен факт, что восприятие сцен насилия и жестокости как нормы способствует ожесточению людей и крайне негативно сказывается на благополучии общества», – подчеркивают авторы обращения.

Авторы обращения отметили, что уважительно относятся к религиозным чувствам мусульман, но считают, что «кровавые публичные жертвоприношения животных являются чужеродной традицией для России, где усилиями великих гуманистов - Толстого, Достоевского, Есенина, Лескова, Чехова, Горького и многих других - веками утверждались нормы сострадательного отношения к любой жизни».

Двойные стандарты: бараны и ТВ
Но мы сейчас не о том, что в Москве не была выявлено случае забоя животных мусульманами. На эти обвинения имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов уже ответил, заявив, что «при всем желании никто так и не нашел ни одного барана, которого бы резали на улице».

«Что касается Москвы и ее улиц, то ничего подобного не было. Насколько я знаю, при всем желании никто из СМИ не смог найти барана, зарезанного на улице. Показывали самое разное - и непутевое, и совсем неуместное - в комментариях о Курбан-байраме, но ни одного барана, которого режут на улице, не нашли при всем огромном желании», - цитирует Аляутдинова РИА Новости.

И мы сейчас даже не о том, что в СМИ, форумах, блогах, социальных сетях, в комментариях на новостных сайтах истерия вокруг забоя мусульманами животных на Курбан-байрам готовилась заранее и разогревалась целенаправленно. Загодя были подготовлены журналисты, отправлены на задание – найти, сфотографировать и отписать компромат на мусульман…

Речь о том, что те же самые звезды российского ТВ, кино и эстрады странным образом видят «сцены насилия и жестокости» только в том, как мусульмане забрасывают животных со связанными ногами к себе в багажники. Но при этом они в упор не видят тех же «сцен насилия и жестокости» вокруг себя. Хотя бы на том же самом телевидении, где они каждый день и мелькают…

Заведующая лабораторией психофизиологии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Валерия Стрелец заявила, что одним мощным фактором, вызывающим у людей стресс, является телевидение. «Постоянный поток информации о катастрофах с самолетами, автобусами оказывает сильное воздействие на психику. Просмотр боевиков, отрицательно окрашенная информация вызывает сильные неврозы, особенно у детей и подростков», - отмечает Валерия Стрелец.

«Просмотр телевизионных выпусков российских новостей может стать причиной самых разнообразных нарушений психики», - пишет уже респектабельная британская газета The Guardian. Руководитель Центра экстренной психологии Екатерина Бурмистрова рекомендует «оградить малышей от телевизионных новостных программ».

В России еще 10 лет назад, когда наше ТВ было гораздо более скромным, чем сегодня, Центр социологии образования Российской академии образования провел собственное исследование эфира российского телевидения. Исследование показало, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики.

То есть каждые 15 минут зритель российского телевидения видит на экране акт агрессии, насилия или эротическую сцену. Если учесть, что общая длительность ежедневных телепросмотров у школьников составляет в среднем 2,3 часа, то путем простого арифметического подсчета можно сделать вывод, что в среднем российский подросток ежедневно видит не менее 9 «живых картинок», где изображены сцены насилия, агрессии или эротики.

Это данные 1999 года, но с тех пор все показатели насилия на ТВ увеличились. Почему же эти же самые звезды ТВ, кино и эстрады не пишут челобитных, открытых писем мэру, руководителям телеканалов, министру культуры, премьеру и президенту с требованием убрать сцены насилия и агрессии с телевизионных экранов? Потому что они на этом зарабатывают?

Звездные лоббисты
Хотите конкретный пример насилия на экране? Пожалуйста, вот уже около 10 лет на российском рынке в свободном доступе находится культовый голливудский фильм «Бойцовский клуб». Кинокритики и СМИ в разных странах его разнесли за пропаганду бездумного насилия, жестокости, подробный инструктаж по созданию подпольных экстремистских отрядов и подрыв идеалов гуманизма.

Фильм был запрещен к прокату в большинстве стран из-за сцен насилия, в том числе и в США. Однако, за годы свободных продаж этого фильма на российском рынке, на нем выросло целое поколение российской молодежи. Для фашиствующих молодчиков, строящих свои подпольные экстремистские группировки, он является своеобразной азбукой и учебным пособием.

Я уже не говорю о том, во что превратились российские каналы за последние 10 лет. Сплошная кровь, трупы, мордобой и убийства… Не спорю, огромные толпы мусульман, волокущие за собой связанных баранов, могут, действительно, вогнать изнеженных москвичей в стрессовое состояние…

Однако при всем этом, ни один из подписавших письмо Собянину не отметился за все это время хотя бы тревожным комментарием о недопустимости пропаганды насилия и жестокости на теле- и кино-экранах. Поскольку, как могут мне ответить наши звезды, в этом случае идет об «искусстве» и» праве режиссера на высокохудожественный показ сцен насилии». А в случае забоя животных на Курбан-байрам, речь идет о «массовой и циничном убийстве животных, противоречащем идеалам российского гуманизма»…

Тем не менее, я сам, лично в огромной степени благодарен нашим ярмольникам и ширвиндтам. Ведь они одним письмом мэру смогли добиться от властей того, чего не могли добиться мусульмане годами. Два десятилетия мусульманских стенаний по поводу нехватки мечетей, мест для культурного и цивилизованного забоя жертвенных животных и иной инфраструктуры оказались тщетными…

А одного письма Макаревича, Вайкуле и остальной компании оказалось достаточно, чтобы мэр Москвы Сергей Собянин обещал решить вопрос организации мусульманских праздников без «кровавых зрелищ». Собянин заявил, что мусульманам и самим не нужны «какие-то вызывающие, кровавые зрелища», и что это лишь «вопрос организации, которую можно отрегулировать».

Уж если эта звездная компания настолько эффективна в лоббировании мусульманских интересов, может быть нам обратиться к ним с просьбой написать Собянину еще одно письмо? На сей раз уже о том, десяткам тысяч московских мусульман негде молиться. И что для того, чтобы не раздражать москвичей толпами молящихся на улице, желательно бы позволить мусульманам построить хотя бы несколько дополнительных мечетей…


источник


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2011, 2012 phpBB Group